«Пять пороков команды» через игру «Мастер Доверия»
Название кейса: «Пять пороков команды» через игру «Мастер Доверия» (онлайн-версия) Фасилитатор: Алексей Пикулев, Дмитрий Шугалей, Ольга Колесникова Дата проведения: 08 апреля 2025 Формат: Онлайн мастер-класс с использованием адаптированной версии игры «Мастер Доверия» Количество участников: 24 человек
Краткое описание целей применения игры: Цель мастер-класса заключалась в том, чтобы на практике исследовать пороки и дисфункции команды по модели Патрика Ленсиони: отсутствие доверия, страх конфликта и отсутствие ответственности и т.д. Участники в игровой форме проживали каждый порок и анализировали его влияние на поведение команды, в то время как наблюдатели фиксировали проявления порока и динамику взаимодействия.
Описание динамики игры и полученного результата:
Мастер-класс состоял из двух частей.
В первой части фасилитаторы напомнили участникам модель «5 пороков команды», разобрали поведенческие признаки каждого уровня и провели голосование. Чаще всего в своих командах участники сталкивались с уходом от конфликтов и нетребовательностью к другим.
Во второй части началась игровая симуляция. Участники были разделены на две команды, каждая работала со своим “комплектом” онлайн-версии игры. В каждом раунде игроки должны были «прожить» конкретный порок, а наблюдатели анализировали реплики, поведение и динамику группы. Каждый раунд завершался коротким дебрифом.
Раунд 1: Недоверие (порок 1) Инструкция: игроки играли в условиях низкого доверия, страха быть открытым и атмосферы публичного осуждения.
🌀 Эмоции и поведение:
Высокая напряжённость
Отсутствие доверия к мнению других
Манипуляции, попытки понравиться «внешнему заказчику»
Нет фокуса на результат
💬 Рефлексия:
«Много сомнений, никто никому не верит»
«Говорим про цели, но не про людей»
«Нет результата в обсуждении, просто уходим от ответственности»
Раунд 2: Избегание конфликтов (порок 2) Инструкция: команда моделирует ситуацию, где конфликтов стараются избегать любой ценой. Никто не хочет портить отношения.
🌀 Эмоции и поведение:
Разговоры «ни о чём», все согласны на компромиссы
Никто не хочет брать ответственность за спорные решения
Замалчивание проблем, избегание дискуссий
💬 Рефлексия:
«Кажется, мы просто убегаем от проблемы»
«Все слишком корректны, чтобы быть честными»
«Игроков подташнивало от роли»
Раунд 3: Отсутствие ответственности (порок 3) Инструкция: команда работает в условиях безответственности, отсутствия приоритетов и страха совершить ошибку.
🌀 Эмоции и поведение:
Формальный подход
Эмоциональное напряжение
Ощущение бессмысленности действий
💬 Рефлексия:
«Размытость, никто ничего не хочет брать на себя»
«Вроде обсуждаем, но решений нет»
«Грустно от ситуации»
Финальный раунд: Команда без пороков Инструкция: участники отыгрывали идеальную команду — с доверием, честностью, готовностью брать ответственность.
🌟 Результаты:
Активность, энергия, инициатива
Появилось желание обсуждать и решать
Эмоциональный подъем и чувство вовлеченности
Фокус на командной цели
💬 Рефлексия:
«Хочется решать конфликты на позитиве»
«Появилось ощущение движения»
«Вернулась энергия»
Выводы: Игра помогла участникам не просто теоретически обсудить модель Ленсиони, но и прочувствовать ее на себе. Комбинация ролевой игры и наблюдения за поведением в команде создала сильный эмоциональный отклик и позволила участникам увидеть реальные проявления пороков и возможные пути их преодоления.